Укрощение "строптивого" зрителя?

 

    Спорными оказались гастроли в Ленинграде итальянской группы "Матиа Базар". Мнения любителей эстрады разделились....

 

...вправду ли вечно гоняя гондолы,

венецианцы поют баркаролы,

вправду ль, Неаполю только и дела -

глазеть на вулкан да плясать тарантеллу?...

 

   Эти сказанные с горечью строки Джанни Родари невольно пришли на ум после первого концерта приехавшей в наш город группы "Матиа Базар". Зрители, бравшие штурмом кассы спортивно-концертного комплекса, провожали артистов после концерта сдержанными аплодисментами. Многие не скрывали разочарования...шли на "итальянцев" -тот определенный стереотип, который сложился в последние годы на итальянской эстраде благодаря усердию таких групп коммерческого толка, как дуэт Аль Бано и Ромина Пауэр, Пупо, Рикардо Фольи, "Рикки и Повери". "Счастье, любовь, солнце, море" - Италии с глянцевой открытки зритель не получил...

   Поэтому встретившись с музыкантами группы, мы и начали разговор с того, как же отнеслись они к известному отрицанию публикой происходившего на сцене.

 

- Мы вовсе не расцениваем такую реакцию зрительного зала как отчуждение или непонимание, -улыбается Альдо Стеллата, бас-гитарист и автор наиболее интересных поэтических текстов группы, - все в порядке вещей. Что поделаешь, если Италия в восприятии многих -это солнце и спагетти. Мы пытаемся сказать своей музыкой, что это не так. Мы изучаем публику, публика изучает нас, поскольку исполняется не традиционная итальянская песня, ставятся порой довольно сложные эстетичечкие задачи, то естественно, опасность не быть немедленно понятыми возникала и дома, в Италии. Просто теперь нас там уже хорошо знают - мы много записывались на телевидении, давали массу интервью.а главное, мы сами уже хорошо изучили своего зрителя - знаем, каким образом подать то, что для восприятия сложнее. Мы впервые в СССР, ваша публика для нас немного загадка. Хотя после первого, не очень удачного концерта мы изменили программу, внесли туда старые, известные песни, например "Семпличита" («Простота») и это не компромисс - надо стараться, чтобы тебя поняли, находить единый стиль общения.

 

   Ваши песни не типичны для сегодняшней итальянской эстрады. Интересно как бы вы сами определили корни, истоки своей музыки ?

 

- Об истоках сразу не ответишь. Когда 10 лет назад мы начинали, то также пели обычные итальянские песни-про любовь, с определенным бытовым сюжетом. Лет пять мы играли в группе как любители, и каждый занимался своей работой. Я, к примеру, биолог, Карло Маррале -наш композитор и гитарист -был графиком, певица Антонелла Руджеро тоже работала графиком, и интересы у нас остались самыми разнообразными.поэзия, живопись, литература...когда мы все же решили целиком посвятить себя музыке, то прежде занялись изучением традиций итальянской песни. Но стремились найти более живой, европейский, современный способ выражения -в последнее время это электронная " новая волна ".сильное воздействие на нас оказал и исторический авангард 20-х годов. Вы, очевидно, заметили влияние сюрреализма в музыке и в сценографии концерта, причем нас интересовало не " автоматическое письмо", не вытаскивание наружу темных сторон подсознания, а эстетика начала века, ее конструктивная, раскрепощающая сторона, когда целью искусства является создание какой-то новой реальности. Из этого синтеза традиций национальной культуры и эстетики того, что в Италии называют неоклассицизмом, и возникла наша музыка

 

   Какая же она, музыка "Матиа Базар "? Удивительно необычная в мире жестких стандартов большой эстрады, где артист рассчитывающий на успех, обязан следовать моде. Но моде можно поклоняться, а можно от нее не отставая измерять ее своими пристрастиями, интеллектом. В поп-музыке мода подчас подчиняет стандартам способных, талантливых и даже очень одаренных, стирая в порошок претензии на самобытность. "выживают", остаются самими собой немногие. А тех кто при этом сохраняет интерес, уважение широкой аудитории, просто единицы. Так что " матиа базар " -это не просто оригинальная группа. Это " штучный продукт ", существующий вопреки и благодаря логике жанра. Они многое делают алогично. Не втискивают свои мелодические и ритмические эксперименты в традиционные" куплет -припев". Не "затирают до дыр "приятные мелодические темы. В лучших своих песнях группа часто использует такой прием : музыканты в начале композиции как бы отправляются на поиск мелодии, поет Маррале, вступает клавишник, и вот под ритм, заданный компьютерными барабанами Карло Гольци, они находят единственную тему, а уже потом к ней подключается солистка Антонелла Руджеро, усиливает акценты,находит все новые нюансы и вдруг...теряет, казалось, столь удачно найденное постоянство. Мелодия тает... Она, как красота, мимолетна - попробуй останови, поймай.

   Конечно музыка "Матиа Базар", особенно в концертном варианте на сцене огромного спорткомплекса, не представлялась лишенной недостатков. Где-то наскучил электронный механический ритм барабанов, не хватало инструментальных красок, некоторые композиции показались чересчур затянутыми. Но осталось после концерта главное ощущение - мы встретились с творческой группой, а в творчестве могут быть и срывы и подъемы, мы встретились с музыкантами, которые в постоянном поиске, не хотят стоять на месте.

 

- У нас три отправных момента для создания песни - музыка мода, зрелищность, -сказал Маррале.

   Мода - некий знак времени. Пусть это какой-то штрих в костюме Антонеллы или манера музыкантов двигаться. Кстати в нашей группе есть человек, специалист по всем этим вопросам,-"стилист "- так мы его называем. Под зрелищностью мы понимаем современную сценографию, слайд-живопись и другие многочисленные компоненты. Я, не забывая свою основную профессию, оформляю наши концерты. Для нашей эстетики все это важно, мы ведь хотим не столько рассказать о конкретном событии, сколько передать атмосферу тревоги, беспокойства, заставит людей испытать определенный дискомфорт, не развлечь и не подавит, а подготовить к состоянию сопереживания.хотя у нас есть и песни " фантазия"-с достаточно четкой антивоенной тематикой или, к примеру " дети завтра "-размышление о возможной судьбе последующего поколения, о том как переплетено настоящее и будущее, то есть песни с конкретной социальной направленностью. Но все-таки, мы считаем, главное - настроить на волну тревоги, неуспокоенности. Потому что все мы сегодня живем в очень сложной обстановке, мир переживает чрезвычайно тревожное время. Мы, итальянцы, не можем сравнить 80-е годы с 60-70-ми. Может быть тогда мы были еще просто очень молоды, но во всяком случае тогда нам казалось, что все новое, все,что приходит на смену несет в себе прогресс. Теперь с горечью понимаем, что не все новое всегда хорошее. Возможно, тому кто пришел на концерт отдохнуть, покажется назойливой и монотонной эта щемящая нота, излом, осколочность в музыке.... Но мы так чувствуем мир....

 

   Не так давно в Советском Союзе была еще одна итальянская звезда--певица Лоредана Берте. И в интервью она сказала, что стремится музыкой воздействовать только на молодежь, потому что считает, что взрослых людей воспитывать, переубеждать бесполезно... Согласны ли вы с таким подходом ?

 

- Мы не приемлем того, что Лоредана Берте делает в музыке, -это слишком американизированная певица. Нас такие поиски не интересуют. А что касается ограничения сферы влияния молодежью, каждый сам определяет свою публику. Мы бы хотели, чтобы к нам приходили как в хороший театр, где чем разнообразнее аудитория тем интереснее. каждый может найти то, что нужно именно ему, то, что ему дорого в искусстве.

 

   В музыкальном театре "Матиа Базар" действительно можно найти многое. И ритмику " новой волны", и элементы серьезной музыки. Изумителен вокал Антонеллы, голос используется как музыкальный инструмент с богатейшей палитрой. Кстати, несмотря на то, что певица считается одной из лучших в Европе, она продолжает учиться музыке и сейчас получает высшее музыкальное образование. В песнях группы есть и редкая интеллигентность, которая так импонирует в поп-музыке, и в то же время определенная раскованность, фантазия ( не случайно так часто повторяется в поэтических текстах это слово ), момент постоянной импровизации.

 

   В последнем альбоме стилистика группы стала еще сложней, причудливей. кстати, диск называется "Аристократка", не можете ли вы объяснить это название ?

 

- "Аристократка" - это своего рода образ, под которым мы подразумеваем культуру, очень рафинированную, снобистскую, застывшую, охраняющую свои кастовые ценности и потому мешающую движению вперед. это противоположно нашим устремлениям, -ответил Альдо. Так что в названии заключен иронический оттенок. Альтернатива фальшивым аристократическим ценностям, по нашему мнению,- освобождение красоты, чувства прекрасного. Очевидно, можно воздействовать на человека разными способами. Но нам ближе искусство, которое идет не путем обнажения мрачных сторон жизни, а - возвышая и тревожа прекрасное, через хрупкую красоту.

 

   На прощание музыканты написали в нашем блокноте:

Читателям "Смены" с искренней симпатией. Группа "Matia Bazar"

 

Беседу вели

И.Лебедева

М.Садчиков.